Заминка перед боем
На процессе по делу Бишимбаева возобновляется судебное следствие
На процессе по делу Бишимбаева возобновляется судебное следствие
В понедельник утром в зале заседаний не оказалось обоих фигурантов - собственно Куандыка БИШИМБАЕВА, обвиняемого в жестоком убийстве гражданской жены Салтанат НУКЕНОВОЙ, и Бахытжана БАЙЖАНОВА (на снимке), которому до сего дня инкриминировали недонесение о преступлении и укрывательство оного (оговорка в прошедшем времени здесь не случайна, о чем несколько ниже).
- У конвойной службы возникли неполадки, - объяснила судья Айжан КУЛЬБАЕВА. - Подсудимые будут доставлены после 11 часов, по нашим сведениям. Когда конвой приедет, это будет часов 12. Провести судебное заседание за час - времени не хватит. Поэтому главное судебное разбирательство откладывается до 14.30.
Ни сторона обвинения, ни адвокаты обеих сторон не выказали по этому поводу никакого удивления.
В назначенное время заседание продолжилось - теперь уже в присутствии подсудимых. Атмосфера была если и не напряженной, то довольно необычной. Бишимбаев сидел, безучастно уронив голову на грудь, и можно было даже подумать, что он увлечен перепиской с кем-то по смартфону, но никакого смартфона у него, само собой, не было.
Казалось, вот-вот начнется та самая схватка юридических умов, начало которой не раз откладывалось незапланированно долгими показаниями подсудимых и свидетелей, рассмотрением многочисленных ходатайств и еще какими-то непредвиденными заминками в период судебного следствия. Ни разу ничего из перечисленного не вытворяло гособвинение. Но этот момент настал!
- Просим возобновить судебное следствие для заявления ходатайства в части квалификации обвинения в отношении Байжанова, - заявил прокурор Саяхат НУРБЕКОВ.
И снова никто не удивился. Кроме, пожалуй, самого Байжанова:
- Что-то я не понял, что хотят они?
- Возобновить судебное следствие, - повторила судья слова прокурора.
- Это для чего?
- Для уточнения по предъявленному вам обвинению.
Подсудимого этот ответ удовлетворил.
Судя по тому, что огласил Нурбеков, прокуратура теперь отказывается от обвинения в отношении Байжанова по статье 434 Уголовного кодекса “недонесение о преступлении”. Гособвинитель подчеркнул, что важным условием для наступления ответственности по данной статье является то, что сведения о преступлении должны быть достоверно известны виновному и при этом он может изобличить самого себя. Однако при этом прокурор сослался на пункт 4 нормативного постановления Верховного суда об ответственности к прикосновенности к преступлению и пособничестве в уголовном правонарушении. То есть теперь получается, прокуратуре нужна новая формулировка со словом “соучастие”?
При этом гособвинение намерено оставить в силе обвинение Байжанова по статье 432 УК “заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления”.
По версии прокуратуры, Бахытжан Байжанов, поняв, что в ночь на 9 ноября 2023 года Бишимбаев не просто в очередной раз избил свою супругу, а забил ее до смерти, “организовал препятствия с целью сокрытия совершенного преступления”.
Тут интересно вот что. Обе статьи, предъявленные Байжанову - и 432, и 434, предусматривают совершенно одинаковое наказание: до шести лет свободы максимум. То есть даже в условиях принципа поглощения менее строгого наказания наибольшим для Байжанова ничего от обнуления одной из статей принципиально не меняется. Если только прокуратура не намерена вывести его в сообщники.
Как бы то ни было, участники процесса, включая самого Байжанова и его защиту, опять-таки не возражали.
- Но тут идет новая формулировка и новые доводы, - заметил адвокат Байжанова Газиз ЫНТЫКБАЕВ. - Нам требуется время. Мы должны получить в письменном виде новый обвинительный акт и согласовать с моим подзащитным, который содержится в следственном изоляторе. Поэтому просим предоставить время, два-три дня.
В итоге суд ходатайство гособвинения о возобновлении судебного следствия удовлетворил и назначил продолжение процесса по делу на 2 мая.
Источник: time.kz