Четверть века за жизнь
Приговор Куандыку БИШИМБАЕВУ уже всем известен. Это не пожизненный срок заключения, но если он останется в силе, то времени на привольную старость у экс-министра после отсидки останется совсем немного.
Приговор Куандыку БИШИМБАЕВУ уже всем известен. Это не пожизненный срок заключения, но если он останется в силе, то времени на привольную старость у экс-министра после отсидки останется совсем немного.
Последнее заседание по делу Бишимбаева, обвиняемого в жестоком убийстве своей гражданской супруги Салтанат НУКЕНОВОЙ, в понедельник, 13 мая, началось с подведения итогов предыдущей серии.
- Суд удалился в совещательную комнату после обсуждения с участниками процесса формулировки вопросов, подлежащих разрешению, - напомнила судья Айжан КУЛЬБАЕВА. - Вопросы сформированы.
И она зачитала, на какие конкретно вопросы должны ответить присяжные заседатели.
В частности, что касается обвинения Бишимбаева по пункту 1 части 2 статьи 110 Уголовного кодекса “истязание в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного”, первый вопрос был такой: доказано ли, что с 16 декабря 2022 года по 9 ноября 2023 года потерпевшей Нукеновой причинены физические страдания путем регулярного, неоднократного избиения в различные части тела и голову, а также моральные страдания с унижением чести и достоинства?
Второй вопрос: доказано ли, что это деяние совершил подсудимый Куандык Бишимбаев?
Третий: виновен ли Бишимбаев в совершении этого деяния?
Четвертый: доказано ли, что потерпевшая Нукенова с момента совместного проживания с подсудимым Бишимбаевым перестала самостоятельно зарабатывать средства, находилась в материально зависимом положении от него?
Обвинение Бишимбаева по пункту 5 части 2 статьи 99 УК “убийство, совершенное с особой жестокостью” предполагало больше вопросов для присяжных.
Первый: доказано ли, что имело место деяние, а именно - что 9 ноября 2023 года примерно после обеда в столичном ресторане Bau потерпевшая Нукенова скончалась от закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождающейся острой субдуральной гематомой в правой лобно-височной и теменно-затылочной области, левой теменно-затылочной области с последующим развитием дислокационного синдрома и вклинением миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие, что обусловило нарушение, а затем и прекращение функций центральной нервной системы, остановку сердечной деятельности и дыхания, что явилось непосредственной причиной смерти?
Вопрос второй: доказано ли, что потерпевшей Нукеновой сознательно и преднамеренно причинена смерть путем нанесения целенаправленных многочисленных ударов в область головы?
Третий: доказано ли, что это деяние совершил Бишимбаев?
Четвертый: виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?
Пятый: доказано ли, что Бишимбаев лишил жизни Нукенову сознательно, безжалостно причиняя ей физические и нравственные мучения, сильные и продолжительные страдания, причинил ей большое количество телесных повреждений, лишая ее воды, сна и измываясь над ней?
Шестой вопрос: доказано ли, что Нукеновой сознательно нанесены многочисленные удары в голову, которые причинили тяжкий вред здоровью, повлекший по легкомысленности и небрежности смерть потерпевшей? Доказано ли, что это совершил Бишимбаев? Виновен ли подсудимый Бишимбаев в совершении этого деяния?
А вот на какие вопросы предстояло ответить присяжным заседателям в рамках обвинения Бахытжана БАЙЖАНОВА по статье 432 УК “укрывательство преступления”.
В частности, первый вопрос: доказано ли, что 9 ноября 2023 года в ресторане Bau были приняты меры для того, чтобы скрыть следы совершенного преступления - там препятствовали сотруднику государственного органа пройти в ресторан, перекрыли вход в вип-кабинку, закрыли ресторан, распустили сотрудников ресторана, удалили записи камер видеонаблюдения, отключили видеокамеру в ресторане, перевезли телефон Нукеновой в другое место и несколько раз приносили женскую одежду в ресторан?
Второй вопрос: доказано ли, что это деяние совершил подсудимый Байжанов?
Вопрос третий и последний: виновен ли подсудимый Байжанов в совершении этого деяния?
Судья и 10 основных присяжных удалились в совещательную комнату для вынесения решения по делу. Там они пробыли фактически весь день - до 17.00.
Наконец судья объявила о вынесении приговора:
- Суд приговорил Бишимбаева Куандыка Валихановича признать виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 110 и пунктом 5 части 2 статьи 99 УК, и назначить ему наказание. По пункту 1 части 2 статьи 110 УК - 7 лет лишения свободы, по пункту 5 части 2 статьи 99 УК - 20 лет лишения свободы. По совокупности преступлений путем частичного сложения наказания окончательно назначить 24 года лишения свободы.
Таким образом, по статье “истязание” экс-министр получил максимально возможный срок, а по статье “убийство” - максимально возможный перед пожизненным. Но все же не пожизненный. Отбывать наказание он будет в учреждении максимальной безопасности.
Байжанова суд также признал виновным и назначил ему в качестве наказания четыре года лишения свободы в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. К слову, максимальная санкция по статье “укрывательство преступления” составляет шесть лет заключения.
- В соответствии с вердиктом и приговором вина подсудимых доказана в полном объеме, - разъяснила Кульбаева. - При назначении наказания суд признал смягчающими ответственность обстоятельствами наличие у подсудимых несовершеннолетних детей. Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность и наказание Бишимбаева, суд признал опасный рецидив преступления (с учетом прежней судимости. - В. Ш.), а также совершение уголовного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Вопрос о размере наказания был решен судьей и присяжными заседателями путем открытого голосования с учетом большинства голосов.
В это время было заметно, как шевелятся губы главного фигуранта. Судя по всему, он не пытался спорить с судом, а то ли молился, то ли читал какую-то мантру… Во всяком случае, когда судья спросила, есть ли у него вопросы, Бишимбаев ответил отрицательно.
Зато у второго подсудимого вопросы были. Точнее - один.
- За что четыре года мне?! - дрогнувшим голосом спросил Байжанов. - Невиновного человека!..
Он запнулся, подбирая слова.
- Как только получите копию приговора, вы имеете право обжаловать его в течение 15 суток, - с каким-то, как показалось, даже сочувствием обратилась к нему судья.
Скорее всего, оба приговора будут обжалованы. И если в случае с Байжановым - из-за его несогласия с утверждением, что он вообще виновен, то у Бишимбаева резон иной. Сейчас экс-министру 44 года. Если он отсидит полный срок, то на свободу выйдет в возрасте 68 лет, когда жизнь уже подходит к концу, а угробленное за решеткой здоровье не вернешь ни за деньги, ни силой связей с уважаемыми людьми.
Поэтому, надо полагать, Бишимбаев будет бороться как минимум за смягчение наказания. Его адвокаты во время процесса давали понять, что обвинение вообще должно быть переквалифицировано на более мягкую статью.
Вот и посмотрим, кому он там молился.
Источник: time.kz